КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Новосибирской области
"Коррекционной школы-интерната"
Необходимость данной концепции обусловлена требованиями времени, социально-психологической ситуацией. В современной жизни идет оскудение позитивных ценностей, а именно:
- недооценка свободной личности;
- крайняя формализация общественной жизни;
- взаимное равнодушие и недостаток тепла, доброты, сочувствия;
- эгоизм и торжество потребительской идеологии;
- широкое распространение «двойной морали».
Все это характерные признаки того, что можно обозначить как потерю нравственных ориентиров, которая возникает при ослабленной «иммунной», ценностной системе общества.
В качестве исходного в педагогической концепции нашей школы-интерната, где обучаются и воспитываются дети с недостатками слуха, стал тезис о конструктивном воспитании, как гаранте благополучия общества. Такое воспитание должно основываться, прежде всего, на нравственных ценностях, выработанных опытом предшествующих поколений. Именно нравственные качества человека определяют его социальную ценность, ибо от них зависит содержание жизненных целей, направленность и степень реализации его способностей, знаний и умений.
Однако для успешной работы в области воспитания педколлективу необходимо было преодолеть целый ряд стереотипов:
1. Вытеснение воспитания за скобки общего потока педагогических процессов, ограничение его функциональной роли как дополнительной по отношению к обучению.
2. Разделение целостного процесса воспитания на отдельные его виды: духовно-нравственное, эстетическое, гражданско-патриотическое.
3. Безграничная вера во всесилие воспитательной работы, безусловность педагогического влияния на ребенка.
Педагогическим коллективом определены следующие направления воспитательной работы:
Нравственное воспитание. Это направление призвано прежде всего формировать чувство гражданской ответственности, толерантности, воспитывать неприятие агрессии, насилия. Работа по этому направлению подразумевает вовлечение воспитанников в социально-значимую деятельность, развивать общественную активность. Одним из показателей эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Нравственное развитие – это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы.
Интеллектуальное развитие. Основной смысл педагогического процесса – развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах. Это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому обучающемуся индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.
Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания) и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т. д.).
Творческое воспитание. Творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоения способа существования в современном мире. Для реализации этого направления создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество пронизывает всю их жизнедеятельность.
Здоровьесбережение. Одной из основных установок сегодня является сохранение и укрепление здоровья, и это возможно осуществлять через педагогическое воздействие и установление психологического контакта с воспитанником. Педагог должен помочь ребенку адаптироваться к жизни и максимально точно выбрать оптимальный жизненный путь самореализации. Смысл данного направления в том чтобы воспитанники обрели позитивный опыт в области сохранения и укрепления своего здоровья, как одного из компонентов успешности, социальной адаптации.
Трудовое воспитание. Формирование трудовых навыков у детей, трудовая занятость школьников - это основа успешности будущей профессии человека, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в современных условиях. В процессе трудовой деятельности создаются условия для проявления детьми и нравственных качеств: взаимопомощи, уважения к людям и результатам их трудовой деятельности.
Задачи:
1. Включить учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает творческие способности;
2. Формировать содержание воспитательного пространства насыщением разнообразными культурными практиками, отвечающими нравственному, интеллектуальному, творческому и физическому развитию обучающихся.
3.Обеспечение единства и взаимосвязи формирования моральных знаний, умений навыков поведения;
4. Проводить постоянный мониторинг воспитательного процесса, как основы анализа деятельности и развития воспитательной системы.
Система воспитательной работы нашей школы базируется на следующих принципах:
1. В центре внимания – внутренние ценности, нереализованные возможности ученика.
2. Ученик и педагог находятся в партнерских отношениях.
3. Природосообразность – разрабатывать мероприятия и проводить воспитательную
работу с учётом возрастных, социальных потребностей воспитанников, состояния их
здоровья.
4. Школа – зона психологического комфорта для ребенка и педагога.
Реализация этих принципов обеспечивает взаимодействие педагогов и воспитанников, которое основывается на взаимопонимании и диалогичности.